Учитесь проводить переговоры 

Июн 15 2013 Опубликовал в Психическое здоровье

Для проведения переговоров не нужно иметь врожденный талант, обладать сверхчеловеческими способностями и каким-то особенным хладнокровием. Каждый может преуспеть в заключении сделок. Правда, при условии, что будет соблюдать несколько простых, но эффективных правил.   

Верный тон преговоров — это диалог

Ваша подчиненная требует повышения зарплаты, ваш поставщик отказывается произвести поставку товара в определенный срок, банк не выдает вам кредит. Вы мечтаете поехать в Бретань, а ваши дети – на Ибицу. Вы хотите получить скидку на покупку дома, о котором давно мечтали… Редко выпадают такие дни, когда не нужно вести переговоров, связанных как с профессиональной деятельностью, так и с личной жизнью. Даже если переговоры и составляют значительную часть вашей работы, то все равно к их проведению требуется прикладывать немало усилий. Неудачно организованные переговоры могут стать причиной критической ситуации, когда на карту поставлено все. И, наоборот, если вы умело манипулируете их ходом, это может стать вашим оружием в любой ситуации.

Чтобы достичь хороших результатов, необходимо, прежде всего, избавиться от большого заблуждения, что переговоры и бурные дебаты – это одно и тоже. Нет более бесполезной встречи, чем та, на которой каждая сторона стоит на своем и пытается любой ценой доказать свою правоту. Такие переговоры, без сомнения, не смогут удовлетворить ничье «эго». Верный тон переговоров – это диалог.

Вы легко получите преимущество перед своим оппонентом, если сумеете понять его и оказать на него влияние. Но для этого необходимо научиться внимательно слушать. «Легко сказать!» – возразят некоторые из вас. Но что делать, когда ситуация конфликтная, ставки высоки и нервы напряжены до предела? Ответ прост: подготовьтесь к переговорам заранее. Находясь в спокойной обстановке, хорошенько все обдумайте – это поможет лучше владеть собой и закончить переговоры с оптимальными результатами. Не стоит пренебрегать мнением специалистов, которые считают, что результаты переговоров на 50% зависят от качества их подготовки. 

Подготовка к переговорам

1. Определите цели: свои и оппонента. Отправная точка любых переговоров – определение желаемых целей и распределение их по степени значимости. Обдумайте приемлемые уступки и порядок их предоставления, установите четкие границы благоприятного исхода ваших дел. Определив свои приоритеты, попытайтесь поставить себя на место вашего партнера по переговорам. Спросите себя, какого соглашения (в идеале) вы бы хотели достичь, находясь на месте оппонента, на какие уступки вы бы согласились. Попытайтесь определить поле для возможных маневров.

Чтобы найти ответы на эти вопросы, воспользуйтесь склонностью людей не выдавать затрагивающую их информацию. Как говорят японцы: «Если вы хотите получить коммерческую информацию – спросите о ней инженера; если же нужны технические сведения – обращайтесь к экономисту». Более того, вам могут быть полезны люди, которым приходилось контактировать с вашим оппонентом до вас (бывшие служащие, клиенты, конкуренты, секретарь и т.д.).

Для достижения максимально возможной выгоды не ограничивайте свои действия лишь поиском целей противоположной стороны. Хорошо бы заранее узнать, какой опыт работы, характер, темперамент, образование у вашего оппонента. Эти детали позволят найти правильный подход к человеку, с которым вы собираетесь иметь дело.

Необходимое предостережение: не переходите границ. Не нужно превращаться в Джеймса Бонда или вторгаться в частную жизнь. И, наконец, не забывайте, что полученные сведения будут относиться к слухам, мнениям и впечатлениям других людей. вы сможете все это уточнить только в ходе переговоров.

2. Сделайте выбор: победа над соперником или получение обоюдной выгоды. Определите, к какому типу вы относите предстоящие переговоры: «победить любой ценой» или «заключить обоюдовыгодную сделку»? Первый вариант подразумевает полную победу над соперником, второй – удовлетворение интересов двух сторон.

Выбор зависит от соотношения сил сторон, от продолжительности предстоящих отношений, от роли других лиц в выполнении договора. Так, неравенство сил, краткосрочность контракта или разовый характер сделки – типичны для первого случая. Например, клиент, желающий приобрести автомобиль, заинтересован в «хорошей», низкой цене, а не в моральном удо
влетворении продавца. Но очень часто «проливать кровь» соперника рискованно, поскольку когда-нибудь вам, возможно, придется опять вести дела с этим человеком, и соотношение сил может измениться. Тогда уже вам будет сложно что-либо посоветовать для спасения ситуации. Поэтому, если вы нацелены на долгосрочные планы, помните о двусторонней выгоде.

3. Продумайте различные сценарии. На следующем этапе попытайтесь предугадать возможные варианты хода переговоров и, как следствие, их финала. С этого момента ваши оппоненты априори имеют точное представление о том, на какие уступки они готовы пойти. Вам необходимо подготовиться к любому сценарию переговоров и адаптировать ваши аргументы и возможные отступления к условиям каждого.

Начните с определения ключевых для вашего партнера моментов, вокруг которых будут проходить переговоры. Рассмотрите каждую мелочь. Велика вероятность того, что вы можете быть не готовы к следующему выпаду оппонента.

В психологическом плане следует подготовиться к трем ситуациям – тяжелой, средней и легкой – чтобы не быть сбитым с толку ни в одном из этих случаев. Например, не упустить инициативу, если переговоры примут жесткий характер, поскольку изначально вы настраивались на их легкий исход. И, наоборот, не сделать напрасных уступок удивительно податливому оппоненту. Одним словом, переговоры, как игра в шахматы – это искусство, требующее умения предвидеть и адаптироваться к любой ситуации.

4. Подберите точные слова. На этом этапе вы уже определили свою цель. Но этого недостаточно. Не забывайте, что вы ведете переговоры с живым человеком. И чтобы вас правильно поняли, приводите аргументы на языке слушающего. Для того чтобы преодолеть психологический барьер общения, необходимо понять личность оппонента. К какому психологическому типу он принадлежит: аффективному, рациональному или деятельному?

Аффективный тип нуждается в любви и понимании. В аспекте человеческих отношений он занимает доминирующую позицию. Чтобы его в чем-либо убедить, подготовьте теплую речь, используя обороты, передающие чувства (доставить удовольствие, хорошо чувствовать и т.п.). В разговоре чаще используйте метафоры, примеры, сравнения.

Рационалист, напротив, отвергает любые проявления чувств. Он привык рассуждать, думать, делать выводы. При общении с ним замените обворожительную улыбку солидным досье, снабженным логическими аргументами. Давайте больше определений и цифр.

И, наконец, третий тип «работает» по-деловому. Он очень властный, любит доминировать. Бесполезно его убеждать при помощи пространной речи. Будьте точны и сопровождайте ваш разговор фактами, действиями и утверждениями. Обязательно дайте ему понять, что диалог с вами не умаляет его деловых качеств.

Если невозможно заранее узнать основные психологические черты оппонента, попытайтесь проанализировать их непосредственно во время встречи, внимательно наблюдая и слушая его. Он непроницаем? Тогда в разговоре нужно принять нейтральный тон, немного «окрашенный» чувствами, немного – рациональностью и действенностью. Это «гибридное» решение применимо также при командных переговорах, когда присутствуют различные типы личности.

И, наконец, вне зависимости от аудитории, приготовьтесь к тому, что необходимо будет легко находить, четко формулировать и быстро выдавать ваши аргументы. По мнению специалистов, сообщение хорошо запоминается только после третьего произнесения.

Еще один совет – говорите просто и прямо: «Хорошая речь включает в себя хорошее начало, хороший конец и минимум слов в промежутке».

5. Главное — внешний вид, а слова — потом. Вы уже собрали воедино все аргументы, но нужно еще вызвать у оппонента желание выслушать вас. Поэтому не следует произносить ваши аргументы монотонно или, что еще хуже, шепотом или дрожащим голосом. Говорите хорошо поставленным голосом, четко выговаривая слова, заботьтесь об интонации, темпе и стиле речи. Хороший оратор в разговоре также использует язык жестов. Когда говорящий смотрит слушателю в глаза, он не только показывает ему свою искренность, но и поддерживает его внимание. И взгляд, и выражение лица должны соответствовать ситуации. К тому же точные жесты значительно увеличивают силу убеждения. Кроме того, не следует сидеть со скрещенными руками и ногами. По мнению специалистов, на языке символов такая поза может быть интерпретирована как враждебность или отсутствие уверенности. По возможности не сто

Комментарии отключены на этот пост