Учитесь управлять своим временем

Июн 17 2013 Опубликовал в Психическое здоровье

У английских психологов приобрел популярность термин «хорошо сбалансированная женщина». Он означает, что представительница прекрасного пола не разрывается между карьерой, домашним хозяйством, воспитанием детей и личными интересами, а совмещает все это в разумных пропорциях. Таких женщин видно сразу: они никуда не торопятся, но все успевают, всегда выглядят отдохнувшими и уверенными, неизменно приветливы и доброжелательны.

Дело не в том, что у них меньше проблем или они изначально поставлены в более комфортные условия. Просто «хорошо сбалансированные женщины» умеют управлять своим временем и поэтому успевают все — и работать, и жить.

Уже давно подмечено, что время течет для всех по-разному. Для одного — тянется невыносимо долго, а другой считает каждую минуту, но при этом постоянно попадает в цейтнот: и на работе «завал», и дома дел невпроворот. Тут поневоле опустятся руки. Чаще всего страдают от недостатка времени женщины, ведь, помимо служебных дел, на их плечах еще и куча хозяйственных хлопот. Как же стать «хорошо сбалансированной»?

— В начале каждого года рекомендую всем обзавестись новым деловым дневником. Он должен быть достаточно объемным и при этом удобным, ведь вам предстоит заглядывать туда очень часто, — говорит психолог Андрей Емельянов. — Начинайте с перспективного планирования — на год и более вперед. Определите основные цели, которые хотели бы осуществить за этот отрезок времени. Например, отремонтировать квартиру, изучить иностранный язык, найти новую работу и т.д. И не забывайте заглядывать в этот список на протяжении года, чтобы определить, приблизились вы к осуществлению этих целей, либо, напротив, отдалились, решая мелкие сиюминутные проблемы. Затем приступайте к так называемому краткосрочному планированию — на месяц, неделю вперед. Составляя план следующей недели, постарайтесь, чтобы время было равномерно распределено между работой и семьей. Обязательно предусмотрите несколько часов для занятий физкультурой, похода в театр, посещения парикмахера и т.д. Очень конкретно планируйте предстоящий день. Желательно делать это еще накануне вечером. Если вам предстоит деловая встреча в незнакомом месте, заранее выясните маршрут следования, определите, каким транспортом воспользуетесь, подсчитайте приблизительное время в пути, после чего… добавьте к полученной цифре еще 10—15 минут. Не надейтесь на «авось», лучше перестраховаться, зато выглядеть пунктуально и надежно в глазах собеседника. Разумеется, всех неожиданностей не предусмотришь, тем не менее опыт подтверждает: чем тщательнее вы планируете свой день, тем больше шансов, что он сложится удачно.

Кстати, возьмите за правило не только планировать следующую неделю, но и анализировать результаты прошедшей. Если к вечеру пятницы вы устаете так, что не в силах шевельнуть ни рукой, ни ногой, значит, неделя была плохо сбалансирована. Сядьте и с карандашом в руках проанализируйте свои действия. Должно быть, вы перегнули палку в служебном рвении и забыли об отдыхе или слишком много сил отдали домашним хлопотам в ущерб физкультуре. Подробный анализ даст вам возможность избежать похожих ошибок в будущем. Постарайтесь пересмотреть свой график, найти необходимые «окна» для прогулок на свежем воздухе, общения с близкими и друзьями. Зачастую у женщин много энергии отнимают повседневные хозяйственные заботы: стирка, уборка, готовка, мытье посуды… Ими приходится заниматься постоянно, поэтому порой возникает ощущение, будто бы время утекает сквозь пальцы. Избежать домашней работы невозможно, но вот облегчить ее вполне реально. Прежде всего, определите, какие процессы являются для вас самыми трудоемкими, и приобретите современную технику — стиральную машину, кухонный комбайн, микроволновую печь. Несмотря на довольно высокую цену, эти приобретения довольно быстро окупятся: ведь вы сэкономите немало времени и сил.

Кстати, если постоянно возникают проблемы с семейным бюджетом, рекомендуется планировать и необходимые покупки. В частности, собираясь купить дорогую вещь, сравните цены в разных магазинах, интересуйтесь скидками, отмечайте время и место распродаж. Кроме того, желательно определить дни оплаты за квартиру, телефон, электроэнергию и другие расчеты. Вовремя приобретайте проездные билеты, сезонную обувь, одежду — малая экономия часто оборачивается большой прибылью и может спасти семейный бюджет.

— Поначалу пла
нирование кажется скучным делом, но потом входит в привычку и помогает избежать многих проблем на работе и в отношениях с людьми, — продолжает Андрей Емельянов. — Обязательно отметьте в ежедневнике дни рождения близких родственников и друзей, чтобы своевременно их поздравить. Регулярно записывайте следующие данные о своем здоровье — вес, самочувствие, давление (если с ним есть проблемы), аллергические реакции на те или иные продукты или лекарства. Сверяйте эти показатели раз в две-три недели, это позволит вам вовремя заметить неблагоприятные изменения в физическом самочувствии. Заблаговременно подумайте о том, где и когда вы собираетесь проводить отпуск. Это поможет избежать лишней нервотрепки с билетами, бронированием мест в гостиницах, санаторными путевками и т.д. И еще один совет вечно занятым людям. Даже если у вас полный цейтнот и вы не знаете, за что хвататься, — не впадайте в панику, а просто распределите все дела на срочные, необходимые, менее важные и второстепенные. После чего спокойно приступайте к их выполнению по степени важности. Главное — не допустить хаоса в мыслях. Как показывает опыт, лучше всего справляются со стрессом те, кто отличается высокой дисциплиной и организованностью. Поэтому не ленитесь все расписать, все разложить по полочкам и точно следовать составленному графику.

Лариса НИКОНОВА, zn.ua

Комментарии отключены на этот пост